Российский рынок современного искусства поворачивается на Восток

08 Янв 2015, 13:16

Экспорт российского современного искусства на Запад неуклонно снижается. Как пишет Тhe artnewspaper Russia, отечественные галереи перестали ездить на статусные европейские ярмарки, одновременно завершив работу своих заграничных представительств (галерея «Риджина» в Лондоне, pop/off/art в Берлине). Плюс ко всему на неопределенное время прекратила свою деятельность старейшая ярмарка «Арт Москва», а второе издание ярмарки Cosmoscow вызвало сомнения, будет ли третье.

В сложившейся обстановке российским галереям либо предстоит довольствоваться европейскими ярмарками разрядом пониже — вроде той же Viennafair, чей русский профиль не изменился, либо переориентироваться на Восток.

Кстати, в январе сингапурская ярмарка Art Stage представит целую «русскую платформу» при участии московских галерей «Триумф» и «11.12», петербургских Shtager и Savina Gallery, а также Мультимедиа Арт Музея.

По мнению владельца галереи «Риджина» Владимира Овчаренко, сегодня интерес западных коллекционеров к русским художникам заметно снизился.
«И ни у кого, даже у самой богатой институции, захоти она реабилитировать современную Россию в глазах Запада, не хватит сил переломить сейчас эту тенденцию. Посмотрите на Art Basel и Frieze: последние три года вы увидите отсутствие русских галерей. И это не потому, что никто не подает заявки, — это потому, что не берут, - отметил галерист. - Теперь мы занимаемся внутренним рынком, здесь много изменений, появляются новые покупатели и институции. И если мы и участвуем сейчас в ярмарках, то таких, где русский покупатель важен, вроде Viennafair».

«Мы уже два года работаем в Сингапуре, вошли в его ассоциацию галерей, что для местных подтверждает серьезность наших дальнейших намерений. Да, сидючи в Москве, кажется, что Европа близка, даже физически: два часа лету, все рядом. Но в Европе сейчас цены упали, и масса народу не знает, что делать дальше. А в Азии еще остаются ниши, где можно закрепиться. Пока мы показываем своих в Сингапуре, но, думаю, уже готовы привозить и показывать каких-то азиатских художников в Москве», - рассказал о ситуации владелец галереи «11.12» Александр Шаров.

А по мнению владелицы Savina Gallery Лизы Савиной, основные изменения произошли в составе потребителей искусства. «На смену европейским снобам и чувакам в костюмах из хедж-фондов уже давно пришли мальчики в стоптанных кедах, заработавшие миллиарды на интернет-проектах, женщины, которые сами решают свою жизнь, — люди, интеллектуально и профессионально состоявшиеся, - считает Лиза Савина. - Главное, чего им хочется от искусства, — это соблюдения зоны собственного комфорта, совпадения — интеллектуального, эмоционального. И финансового. И это 80% рынка, именно здесь происходит основной оборот».

Диана Малышева, фото: artrepublik.com

Комментарии