По следам ювелиров - от пещеры к северной столице

27 Ноя 2014, 20:17
научный сотрудник экспозиционного отдела УРМИИ

Историчность украшения важна для понимания его связи с человеком. Ответ на этот вопрос прозвучал еще в колыбели человечества. «Считается, что одно из самых старых ювелирных изделий – моллюск Nassarius kraussianus, его раковины были просверлены и нанизаны как бисер. Бисерины обнаружены в пещере в Бломбосе, Южная Африка, и восходят к среднему каменному веку, около 75000-100000 лет назад» [1]. Цвет камня, его блеск становились напоминанием о более важном, о том, что почиталось древними людьми – солнце, небе или море. Украшения существовали неотделимо от той силы, что внушала человеку страх и трепет перед миром.
Содержание украшения росло и менялось вместе со своим создателем. В народных традициях украшение как живое существо служит человеку, всецело оберегает, выравнивает его отношения с потусторонним миром. Таким свойствам материала как звон или сияние придавалось магическое, духовно-практическое значение (отвлекали, изгоняли злой дух). Достаточно интересным оберегом была «гривна» - украшение в виде металлического обруча, носимого на шее. В древности считалось, что этот оберег препятствует тому, чтобы душа покинула тело.
Религиозное значение украшения идет на убыль, когда возрастает его роль как показателя социального статуса. Царствующие особы имели до десяти корон, украшенных драгоценными камнями, в них вставляли знаменитые алмазы, служившие своего рода государственной казной. Веком изящных безделушек, багателей и расцветом ювелирного искусства считают галантный XVIII век, эпоха стиля Рококо с его культом женщины, женских украшений, моды и эротических причуд [2]. К слову сказать, одним из наиболее распространенных ювелирных изделий XVIII века становится табакерка. М. И. Пыляев писал, что «у прекрасного пола была мода нюхать табак; даже 16-летние красавицы нюхали его; табакерки юных красавиц носили поэтическое название: "кибиточки любовной почты". Название таких табакерок произошло от обычая волокит класть во время нюханья любовные послания» [3].
Принципиально новая жизнь украшения начинается с самостоятельного выхода в свет выставочных залов. Ювелирное изделие перестает быть придатком человека, его дополнением. На первое место выдвигается ценность украшения как произведения искусства, предназначенное не только тем, кто его носит, но и тем, кто на него смотрит.
Только к середине ХIX века ювелирные изделия становятся общедоступными. В какой-то момент рука человека заменилась механизмом, прервался прямой контакт мастера с изделием. Этот же процесс претерпевали многие крупные города России, но существовал город, для которого жизнь среди машин мыслилась чем-то естественным и закономерным.
Ювелирное искусство Ижевска тесно сплетается с судьбой города. Город–завод, город оружейников,- таков исторический облик Ижевска, поэтому его первые ювелиры–это, прежде всего, художники–граверы, основной задачей которых было оформление ружей. Несмотря на узкую профессиональную направленность, находились люди, чей творческий подход к делу менял суть самого производства. Очень образно свою работу охарактеризовал ведущий гравер ижевской школы оружейников Васев Леонард Михайлович: «живопись металлом по металлу». Можно сказать, это выражение вскрывает особый путь ювелирного искусства XX века, отразившийся в попытке соединить штучное производство с настоящим искусством. Авторская техника Л. Васева – стальной «мороз» [4] произвела фурор в оружейном деле, открыла одну из дорог к истинно русскому узору и стала весомым стимулом к поиску новых оригинальных решений. Над этой задачей билось не одно поколение художников и на этом фоне несколько выделяется фигура ижевского ювелира Александра Солонинова .
Александр Солонинов замечателен тем, что смог приспособить художественные приемы и мотивы, используемые в оформлении ружей, к авторским ювелирным украшениям. В этих изделиях – колье, браслетах, брошах, принявших формы горных птиц, животных леса, тонких, изящных растений, широко зазвучала тема разноликости природы (серия «Охотничья лихорадка», комплект «Фазаны», серия «Животный мир» подвеска «Лошадки», ювелирный гарнитур «Осенний листопад» и др.)
Солонинов – прежде всего художник металла. На его счету более сорока лет работы с металлом. В первую очередь, мастер исходил из понимания материала, который преобразуется в вещь, пытаясь соблюсти баланс между собственным замыслом и свойствами этого материала. К примеру, он использует природную фактуру камня для передачи особенностей формы цветка. Так небольшие кристаллы (друзы) аметиста в совокупности воплощают пышную гроздь сирени. Символ заветной мечты угадывается в хрупком цветке сирени и тем больше в колье, свитом из тонких листьев серебра. Высокое мастерство художника-ювелира как раз таки проявляется в способности сделать камень хрупким, превратить металл в тончайшее кружево.
Собственные наблюдения природной жизни он развивает в металле. Солонинов окружает зрителя растительными, «звериными» формами, ввергая в размышления о ежеминутно упускаемой нами красоте. Стоит присмотреться, прямо сейчас на ожерелье из нефрита вырастают молодые листья. «Весеннее пробуждение», - такое имя носит работа мастера,- передается в движении деталей украшения, каждый элемент которого подчинен общей идее. Вся композиция словно одно застывшее мгновение рождения весны.
В праздничные дни ноября в стенах УРМИИ открылась выставка ювелирных произведений художника. Работы, представленные на выставке, дают понять, что это не только прекрасные произведения искусства, но и своеобразные хранители культурной памяти Ижевска, свидетельство таланта и тонкого вкуса его художников.

1) Статья «Первые украшения» В. Кязимова, вед. инженер проблем алмаза МГУ:
http://www.lucas-zoloto.ru/encyclopedia/firstjewelry.php
2) Art Gallery - Статья «Ювелирное искусство»:
http://shedevrs.ru/materiali/646-uvelirnoe-iskusstvo.html
3) Богданов И. Дым отечества, или Краткая история табакокурения.- М.: Новое литературное обозрение, 2007, с. 89
4) Подробнее: Шумилов Е. Ф. Искусство ижевских оружейников.- Ижевск: Удмуртия, 1987, с. 89-92

Комментарии